Student Iai / Студенческое иайдо
Ричард Стонелл (Richard Stonell), живущий и изучающий иайдо в Японии, описал свой опыт знакомства с методикой тренировок по иайдо в японских университетах. С его разрешения перевод этой записи мы публикуем на нашем сайте. (Андрей Арефьев (5-й дан иайдо, 5-й дан дзёдо), клуб Эйсинкай)
Хотя они совсем не так популярны и распространены, как клубы кендо, специализированные клубы иайдо есть во многих университетах Японии. Студенты часто участвуют в соревнованиях в больших количествах, а студенческие чемпионаты проходят в серьезной борьбе, и на них можно увидеть замечательную технику иай. Члены студенческих клубов часто демонстрируют чрезвычайно сильную форму, визуально впечатляющую технику и способности, существенно превосходящие средние для их ранга. [Здесь также следует заметить, что на начальном уровне занимающиеся иайдо за пределами Японии часто бывают лучше, чем японцы в среднем; отчасти это вызвано тем, что многие из них не аттестуются так часто.] Однако студенческое иайдо, или «гакусэй иай» также имеет некоторые особенности, которые, по словам многих сэнсэев, нужно преодолеть для того, чтобы перейти на более высокий уровень. На примере моего бывшего клуба я вкратце расскажу, почему студенческий подход приносит такие хорошие результаты в сиай и в чем состоят его слабости.
Я начал заниматься иайдо в университетском клубе в Японии. Я провел там всего год, поэтому, хоть и получил там хорошие основы, не приобрел, на самом деле, уровень выше среднего. Однако я уверен, что, если бы я пробыл там дольше, мое иайдо было бы значительно лучше, чем сейчас. Я не хочу принизить заслуги сэнсэев, у которых я учился, и додзё, которые я посещал в Великобритании, — они были великолепны — но здесь просто вопрос в числах.
В моем университете в Японии большинство членов клуба не занимались иай до вступления в него (хотя многие имели опыт кендо). Студенты аттестуются на первый кю через несколько месяцев и к выпуску обычно достигают третьего дана. Обучение в клубе как минимум раз в неделю ведет восьмой дан, которому помогают другие заезжие сэнсэи и несколько выпускников с четвертым или пятым даном.
Тренировки проходят 3 раза в неделю, но на самом деле, с учетом дополнительных занятий, их получается 4 или 5. Официально тренировка продолжается 2 часа, но в некоторые дни, — особенно когда присутствует сэнсэй, — они могут продолжаться в 2 раза дольше и больше. То есть в неделю можно заниматься по 10-15 часов; для сравнения, в других местах многие занимаются столько же времени в месяц.
Такого количества учебного времени самого по себе могло бы хватить, чтобы (за несколько лет) воспитать великолепных иайдока. Однако есть и другой фактор, оказывающий, возможно, еще большее влияние на студенческое иайдо, — это, вы не поверите, объем отработки кихон. Первая треть каждой тренировки отводится на всевозможные субури, асисабаки, укрепление мышц ног и т. д. Такая интенсивная отработка кихон лежит в основе силы гакусэй иай. За кихон обязательно следует строгая наработка (drilling) техники (включая корю); однако ученики много работают и самостоятельно. Всегда присутствует давление: нужно хорошо заниматься, не расслабляться и не подводить команду.
О, да, команда. Действительно, тренировки в клубах во многом нацелены на соревнования, но было бы неправильным полагать, что ученики занимаются только современной техникой, которая составляет основной фокус большинства соревнований. Уже в первый год ученики моего бывшего университетского клуба могут также выучить два первых раздела корю Мусо дзикидэн эйсин-рю (Омори-рю и Эйсин-рю). Их отрабатывают на каждой тренировке, и несмотря на больший акцентна сэйтэй ВЯФК к корю тоже относятся серьезно. За пределами Японии об этом знают немногие, но ката корю составляют существенную часть многих сиай в иайдо, в том числе студенческих соревнований. На некоторых из них, например, на Студенческом чемпионате западной Японии по иайдо, даже обладатели кю должны продемонстрировать одну или две техники корю.
Так что этот метод тренировок с его строгой наработкой, укреплением мышц и фокусом на кихон может привести к очень хорошей технике, способной побеждать на сиай. Однако по мере продвижения после сандан ученики будут все больше встречать со стороны сэнсэя требования «исправить» некоторые признаки студенческого иайдо, которые стоят на пути у зрелости.
Гакусэй иай подвергается критике по двум основным пунктам:
- Слишком преувеличенные движения. Нам часто советуют делать технику «большой», но студенты переносят это «большой» на совсем другой уровень. Их нукицукэ и кириороси огромные, их шаги длинные, а сами они двигаются очень размеренно. В качестве кихон это великолепно, но чего-то в этом не хватает.
- Акцент на чистой внешней форме за счет пренебрежения осмысленностью. Их техника может выглядеть красивой, но стоящее за ней намерение часто теряется. Это происходит даже в технике корю. Существенную роль в том, что так происходит, играет постоянная наработка техники в большой группе.
На самом деле эти два пункта можно сократить до одного слова: «глубина». Неважно, насколько хорош кихон; если за техникой иай не стоит осмысленного намерения, прогресс в определенной точке остановится. [Мне самому до этой точки еще далеко!] Нельзя сказать, что никакого чувства там нет, но этому чувству часто не хватает утонченности и сфокусированности. Когда ученик дойдет до этого уровня, сэнсэй начнет менять способ обучения и двигать ученика в сторону нового подхода к тренировкам. Однако эта более осмысленная форма иай не обязательно ведет к победам на соревнованиях. Есть одна простая причина, почему описанным выше чертам гакусэй иай позволяют сформироваться: на студенческом уровне именно такая техника побеждает на соревнованиях.
Хотя гакусэй иай и может довести занимающегося только до определенного уровня, если к нему подходить как к одному из этапов в развитии, он дает великолепный фундамент из хорошего кихон, на котором можно строить дальше. На начальных уровнях студенты демонстрируют, пожалуй, лучшее владение иайдо. Но если они хотят продолжать совершенствоваться, у них нет другого выбора кроме как избавиться от желания побеждать.