«Гостиница в Токио» Одзу Ясудзиро (1935)

Фильм, который предвосхитил итальянский неореализм
Как и во многих других странах, звуковой кинематограф в Японии не получил широкого распространения вплоть до середины 1930-х годов — многие режиссеры долго не решались использовать новую технологию. Только после успеха американских и европейских звуковых фильмов ведущие японские кинокомпании окончательно перешли на звук.
Ясудзиро Одзу продержался до 1936 года, сняв более 20 немых картин всего за пять лет, в том числе «Проходящую фантазию» (1933) и «Историю о плавающих водорослях» (1934). В этих фильмах актер Сакамото Такэси сыграл Кихати, персонажа, который появляется и в «Токийской гостинице» — последнем немом фильме Одзу.
Картина рассказывает о тяжелой жизни безработного Кихати, который ищет работу в Токио и его окрестностях в годы Великой депрессии, рядом с ним — двое его маленьких сыновей. По тематике и настроению фильм во многом перекликается с «Похитителями велосипедов» Де Сики, однако «Гостиница в Токио» обладает своим неповторимый стилем, ориентированным на метафоричность. Если герои итальянского режиссера постоянно бродят по оживленным улицам Рима, то Кихати и его сыновья бродят по однообразной индустриальной пустыне на фоне дымящихся труб, промышленных зданий и сооружений, бесконечных телеграфных столбов. Одзу снова и снова прибегает к кадрам, на которых три персонажа кажутся заброшенными и одинокими на фоне этих внушительных и одновременно бездушных символов эпохи.
В «Гостинице в Токио» режиссер, как и в некоторых других своих фильмах, воспевается жизнелюбие и находчивость детей. В то время как их отец часто выглядит подавленным, его сыновья игривы и энергичны. Не случайно самые душераздирающие моменты фильма происходят именно тогда, когда этот детский энтузиазм угасает.
На протяжении всего фильма редкие мгновения счастья персонажей неизменно омрачаются суровой реальностью их положения. Когда Кихати говорит, что у него есть деньги только на еду или ночлег, сыновья выбирают еду. Озу показывает, как отец и сыновья с жадностью едят рис в местной гостинице. Мальчики, обеспокоенные тем, что еду у них отберут, прежде чем они успеют доесть, буквально прижимают к себе миски. Эта сцена предвосхищает аналогичный трогательный эпизод в фильме «Похитители велосипедов», когда отец и сын останавливаются в траттории, чтобы перекусить, хотя едва могут себе это позволить. В этом забытом шедевре кинематографа 1930-х годов можно найти множество знакомых по другим фильмам Одзу тематических линий и формальных приемов. Как всегда, режиссер изображает отношения между родителями и детьми в меланхоличной атмосфере. По моему мнению, «Гостиница в Токио», безусловно, заслуживает зрительского внимания не только как предтеча итальянского неореализма, но и как одна из самых талантливых работ Ясудзиро Одзу.
-
23 марта — 115 лет со дня рождения Акиры Куросавы Режиссер, который в 1951 году открыл японское кино миру своим «Расёмоном» («Киноартель 1895» / Киноведческая артель 1895. io) 23.03.2025 БудоСамураиЯпония
-
Сериал «Сёгун» удостоен премии «Эмми» в категории «Выдающаяся драма» 15 сентября 2024 года в театре Peacock в Лос-Анджелесе прошла 76-я церемонии вручения премии «Эмми». 17.09.2024 НовостиСамураиЯпония
-
Праздник «Ханами» Ханами (花見) — японская традиция любования цветами сакуры. 24.04.2024 МероприятияЯпония
-
"СПРАВА НАЛЕВО" / Видео Работа по режиссуре научно-популярного кино студентки ВГИК Маши Минькиной. 13.11.2023 катанаЯпония
-
Посол Японии в России г-н Тоёхиса Кодзуки с супругой Хироко Кодзуки посетили турнир по кендо в Казани Дружеский командный турнир по кендо Регион + прошел 7 ноября в Казани. 12.11.2023 КендоМероприятияЯпония
-
Покупка экипировки для кендо и иайдо в Токио 2024 Если Вы планируете поездку в Японию или уже оказались там, то вероятнее всего Вы захотите заглянуть в местные будо-магазины 25.09.2023 ИайдоКендоЯпония
-
Ушла из жизни Ямада Мидори — посол доброй воли японской культуры в России Ямада-сэнсэй — основатель филиала института Икэнобо в России и странах СНГ, сообщества по изучению искусства чайной церемонии "Касуми-кай" (филиал школы Омотэ Сэнкэ), сообщества "Сакура-кай" по изучению японской живописи суми-э и сообщества "Нихон-но-би" (Красота Японии), объединяющее различные виды японского искусства. 26.04.2023 ОмотэсэнкэЯмадасэнсэйЯпония
-
ТАКЭ НО КАДЗЭ. Шелест ветра в бамбуковой роще, цвет чая, вкус бамбука Выставка японских искусств в рамках проекта «НИХОН НО БИ - ЯПОНСКАЯ КРАСОТА» в Москве с 02 по 06 ноября 2022 года в залах Всероссийского музея декоративного искусства. Представлены композиции икэбана школ Икэнобо и Согэцу, живопись тушью, каллиграфия, демонстрация чайного действа школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ и другие виды традиционных искусств Японии. 02.11.2022 ВыставкиОмотэсэнкэЧайная церемонияЯмадасэнсэйЯпония
-
«Хацугама» или «праздник первой чаши» Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России г-н Тоёхиса Кодзуки и его супруга Хироко Кодзуки приняли участие в церемонии «Хацугама», которая проходила 15 февраля в чайной комнате в "Додзё-Арбат" (г. Москва). 15.02.2020 ОмотэсэнкэЯмадасэнсэйЯпония
-
В Москве на Арбате прошёл японский праздник Дзидай Мацури (фестиваль эпох) В воскресенье 15 сентября на Арбате прошёл японский праздник Дзидай Мацури (фестиваль эпох). Присутствовали почётные - Симадзу Кендзи (патриарх школы боевых искусств Ягю Синган Рю), Стивен Сигал, посол Японии и другие. 15.09.2019 БудоДзидай МацуриМероприятияЯпония
-
Ван Гог и Япония Премьера фильма 17 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи 08.05.2019 НовостиЯпония