ТАКЭ НО КАДЗЭ. Шелест ветра в бамбуковой роще, цвет чая, вкус бамбука
Выставка японских искусств «ТАКЭ НО КАДЗЭ. Шелест ветра в бамбуковой роще, цвет чая, вкус бамбука» открылась 2 ноября в залах Всероссийского музея декоративного искусства и проводится в рамках проекта г-жи Мидори Ямада «НИХОН НО БИ - ЯПОНСКАЯ КРАСОТА».
Выставка посвящена 500-летию со дня рождения великого чайного мастера Сэн-но Рикю, сформулировавшего эстетические принципы чайного действа и основы философии, ставшие во многом фундаментом современной японской культуры. Последователи его учения основали три самые известные чайные школы: Омотэсенкэ, Урасэнкэ и Мусякудзисэнкэ, существующие по сей день.
Портрет Сэн-но Рикю работы Хасэгавы Тохаку.
Второй датой, которую отмечаемой в этом году, является 1400-летняя годовщина смерти принца Сётоку Тайси, сыгравшего огромную роль в формировании государственного устройства и культуры Японии, а также традиционных искусств, в частности, икэбаны.
Принц Сётоку Тайси с сыновьями.
На
выставке «ТАКЭ НО КАДЗЭ. Шелест ветра в
бамбуковой роще, цвет чая, вкус бамбука» вы увидите образцы чайной утвари из
личных коллекций участников выставки.
Звуки
движения бамбукового венчика в чайной чаше, смешивающего чай, напоминают звуки
ветра, пронизывающего бамбуковую рощу, в то время как вкус и запах наполняемого
аромата передают все краски окружающей природы и свежести росы после дождливого
утра.
Бамбук -
растение, символизирующее основные направления и тенденции пути чая, он
считается священным и овеян множеством легенд и смыслов. Бамбук легок и крепок,
стоек, не впитывает влагу, выполненные из него изделия прочны и долго служат в
условиях японского климата. Многие предметы, которые используют чайные мастера, выполнены именно из него.
Знания о тонкостях чайного дела всегда передавались только устно; гости смогут принять участие в беседах со специалистами-участниками выставки.
Также на
выставке представлены композиции икэбана школ Икэнобо и Согэцу, живопись тушью
суйбоку-га (суми-э), каллиграфия, экспонаты, отражающие характер традиционного
чайного действа. Здесь можно увидеть лаконичные, минималистичные композиции в спокойной
цветовой гамме, дающей ощущение тишины, покоя, прохлады и единения, с
небольшими яркими акцентами, создающими ощущение неповторимости и значимости
данного момента - момента созерцания.
Переводы каллиграфических текстов с объяснениями выполнены профессором Мидори Ямада так, будто гости выставки пришли к ней с визитом на чайную церемонию или в учебный класс.
Выставка организована при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Мидори Ямада - творческий псевдоним Ямада Хосай, мастера суйбокуга, основателя общества САКУРА-КАЙ по изучению японской живописи суибокуга. Ямада-сэнсэй - профессор Икэбаны Икэнобо высшего уровня, мастер чайной церемонии Омотэ Сэнкэ; кавалер Ордена «Восходящее Солнце – Золотые и Серебряные Лучи».