Большой балет в Японии
Искусство балета интернационально, идеи его общие для всего человечества. Его следут понимать и принимать как нечто общее для всех людей на Земле.
В Японии было широко распространено мнение, что классический балет — не для японцев. Фигура японца, как многие утверждали, не создана для балета.
Однако, в 1960 году известный деятель японской культуры Хирокити Хаяси обратился к Советскому Союзу с просьбой организовать школу классического танца. За два года советские педагоги (Суламифь Мессерер и Алексей Варламов) создали школу классического танца, которую японцы назвали именем П.И. Чайковского.
В июле 1962 года в Токио состоялась премьера первого национального японского балета. Это был балет «Маримо». В основу сюжета легла легенда народа айну, живущего на Хоккайдо. К сожалению, школа прекратила своё существование из-за финансовых трудностей и здание школы было продано за долги. В это критический момент известный театральный деятель Тадатсуко Сасаки приобрёл костюмы и декорации балета «Маримо», собрал энтузиастов, которые хотели продолжать дело, начатое советскими педагогами. С этого момента ведёт своё существование труппа «Токио балет».
Полнометражный документальный фильм «Большой балет в Японии» режиссёра Юрия Альдохина рассказывает о гастролях артистов балета Большого театра в 1974 году, истории возникновения японского театра Кабуки, о школе классического балета в Японии.
В фильм вошли кадры — театрализованные представления на улицах Токио, репетиция артистов японского балета «Токио балет», театр Кабуки, репетиция российских и японских артистов балета, японский балет под водой, чайная церемония, японские сады и многое другое. Авторы фильма попытались доступным языком рассказать зрителям о японских традициях, уходящих корнями в глубокую древность, о влиянии традиций на культуру современной Японии.