А.И. ЧИРКОВ «ЯПОНИЯ. АЛЛЕЯ В ХРАМ»
Картина «Аллея в храме» экспонировалась на 31-ой выставке ТПХВ в 1903 году. Также эта работа была опубликована в сборнике «Сто картин современных русских художников» (выпуск 1904 года).
Картина была выставленна Российским аукционным домом на предаукционной выставки в выставочном зале московского представительства РАД в Гостином дворе в Москве с 25 мая по 2 июня 2012. На выставке было представлено более 350 работ, которые в составе 266 лотов вошли в каталог торгов 2 июня 2012 года, — произведения русских и западноевропейских мастеров конца XIX — XX веков, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства, в том числе произведения фирмы К. Фаберже.
Художник Алексей Иннокентьевич Чирков (1865 – 1913) – фигура для нас и по сей день весьма загадочная. Не сохранилось ни одного подробного письменного свидетельства о его жизни и творчестве, крайне скупа в данном отношении и отечественная пресса. Это тем более странно, что, судя по сохранившимся живописным произведениям, он являлся мастером исключительно одарённым, ищущей и самобытной натурой. Остаётся только предположить, что далеко не всегда внешние обстоятельства (в том числе и причины сугубо политические) способствовали его художественной карьере.
Мы знаем А. Чиркова прежде всего как пейзажиста и мастера бытового жанра (подобные композиции, впрочем, строятся опять-таки на глубоко проработанном пейзажном фоне). Был он, по существу, самоучкой – ведь два года, проведённые в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольноприходящего ученика (1885 – 1886), серьёзной профессиональной базы дать не могли. Уже тогда, видимо, молодого художника влекла экзотика далёких земель. Через несколько лет он в поисках необходимого этнографического материала отправляется в дальние путешествия по Причерноморью, Дальнему Востоку – российскому и зарубежному (в т. ч. посещает Корею, Китай, Японию), странам Южной Азии и Африки. Для рубежа XIX–XX веков список более чем впечатляющий… Не были забыты при этом и отечественные достопримечательности и святые места – преимущественно северные. Известно, в частности, что летом 1901 года он вместе с М.В. Нестеровым совершил поездку в Соловецкий монастырь (М.В. Нестеров. Из писем. Л., 1968. С. 154). Итогом же этих путешествий стали десятки картин, экспонировавшихся на выставках Московского Товарищества художников, Московского Общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, Общества им. А.И. Куинджи в Петербурге; помимо того, в середине 1900-х годов в Москве прошло несколько его персональных выставок.
Вместе с тем увлечённость художника этнографической тематикой стран Востока, столь далёкой от российских реалий, создавало для него значительные трудности сугубо практического свойства – картины эти не находили среди отечественных собирателей должного отклика, а порою вызывали и откровенную неприязнь. «Плодовитее всех по жанру оказался А.И. Чирков, – читаем в одной из газетных рецензий о выставке Московского Общества любителей художеств (1901). – Он выставил пять эпизодических картин из китайско-японской жизни. Некоторые из них очень интересны и воспроизведены с большим умением, достойным лучшего назначения, но они, к сожалению, мало что говорят нам, незнакомым с бытом Китая» («Русское слово» 1901, №4). И, разумеется, отнюдь не на пользу делу оказались здесь крайне тяжёлые для страны события и последствия русско-японской войны. Тогда, в середине-второй половине 1900-х годов, яркий экзотический флёр дальневосточных вещей Чиркова мог выглядеть в глазах определённого круга его соотечественников по меньшей мере непатриотично.
Полностью текст читайте на сайте РАД.