Я была в Японии. Записки взрослого человека (часть 4)
Недалеко от Императорского дворца Госё стоит укрепленная резиденция сёгунов рода Токугава замок Нидзё, строительство которого было начато Иэясу Токугава, а закончил строительство через 25 лет уже третий Токугава – Иэмицу.
Замок имеет два концентрических кольца укреплений, в каждом – стена и широкий ров с водой, по углам защитных каменных стен возведены башни.
Замковый комплекс состоит из множества хозяйственных построек и нескольких прекрасных садов с водоемом и островами, а главное, включает два дворца: роскошный дворец Ниномару ("нино" – по японски два, т.е. второй дворец) и Хонмару- памятник эпохи Эдо, который для посетителей закрыт.
По площади и убранству замковые дворцы превосходили императорский дворец.
И хотя сёгуны (военная власть в стране) фактически правили в это время страной из Эдо, замок Нидзё демонстративно напоминал Императору, жившему в Киото, кто в стране хозяин.
Замок построен в классическом японском стиле, стены и двери расписаны орнаментами с животными и птицами, растениями, резьбой по дереву, чеканкой по металлу. Каждая комната имеет три стены и вместе с коридором они образуют единое пространство. Чтобы никто непрошенный не проник в замок, за бумажными стенами были скрыты комнаты для охраны, имелись потайные раздвижные двери, позволяющие быстро покинуть помещение, и самое примечательное и оригинальное – это "соловьиные" полы.
Деревянные доски, специальным образом настланные, издавали скрип, похожий на чириканье птиц. В замке три зала: зал ожиданий для приема у сёгуна и два зала для важных официальных лиц. В одном из этих залов произошло историческое событие: Ёсинобу Токугава отрекся от власти в пользу Императора Мэйдзи в 1867 году.
Клан Токугава пал, фактически правивший страной больше четверти века. Сёгунат распускается. И с 1868 года до 1871года замок становится резиденцией правительства Японии. Потом он передается во владение городским властям Киото, а с 1940 года замок открыт для свободного посещения.
Посмотреть внутренние помещения дворца можно только с открытой галереи, предварительно сняв обувь. Свободное фотографирование внутренних апартаментов дворца не разрешено.
Вокруг замка несколько садов и рощ, водоемов и, конечно, камней, в садах замка их больше тысячи.
Сад Ниномару расположен вокруг большого пруда. По саду разбросано много камней, разных по форме, размеру, цвету, материалу камня, но это не случайный разброс камней.
Расстановка камней в саду – целое искусство: их расстановка считалась главным умением в работе художника сада. Также важным является и подбор высаживаемых кустарников и деревьев.
Замок отражал величие и мощь сёгуната Токугава. По размерам и уникальному убранству он превосходил императорский замок Госё, свидетельствуя об истинных правителях Японии в те стародавние времена.
Замок Нидзё входит в список Национальных сокровищ Японии и в список Всемирного Наследия Юнеско.
Это был второй день нашего пребывания в древней столице. Весь день мы провели в автобусной экскурсии по знаменательным местам Киото.
Началась экскурсия с киотской резиденции сёгунов – замка Нидзё-дзё, потом Золотой павильон Кинкаку-дзи, главный храм Арасиямы – Тэнрю-дзи и важный храм Восточного Киото – Киёмидзу-дэра. К сожалению, для нас экскурсия была только созерцательной, свидетельствующей о визуальном величии «города тысячи храмов», познавательного значения для нас она не имела, так как проводилась на японском языке, утешало, что мы в какой-то степени имели представление о посещаемых местах.
Экскурсовод произвела неизгладимое впечатление: все время экскурсии она рассказывала-рассказывала, позволяя себе сделать передых только на минутку, при этом все время улыбалась и говорила хорошо поставленной речью. Финал экскурсии вообще был потрясающим: она поблагодарила слушателей глубоким поклоном до пола автобуса.
После Замка Нидзё:-дзё: мы поехали в Золотой Павильон, бывшую виллу сёгуна Токугава Ёсимицу, а потом после его смерти – дзэн-буддийский храм Кинкаку-дзи.
Храм Кинкаку-дзи – золотой павильон
В VI веке странствующие китайские и корейские монахи принесли в Японию новую религию, первоначально возникшую в Индии – буддизм. Достаточно быстро буддизм проникает во все слои японского общества, и уже к концу века становится государственной религией Японии. Различные подходы в толковании учения Будды определили и число храмовых и монастырских общин, называемых школой (дзи).
Первоначально Золотой павильон был построен сёгуном Ёсимицу Асикага как часть виллы для проживания, когда уйдет на покой. Но так вышло, что в тридцать шесть лет он принял монашество и последние годы жизни провел здесь в уединении и покое. В монашестве сёгун принял имя Рокуон-дзи и после его смерти территория и все постройки вокруг павильона были отданы монастырю, а павильон превращен в буддийский храм Рокуон-дзи.
Храм окружен чистым, прозрачным озером Кёкоти, что переводится как "Озеро-зеркало". На территории храма – сад, храмовые постройки.
Здание павильона трехэтажное. Первый этаж отделан в модном в то время китайском имперском стиле и предназначался для приема гостей.
Второй этаж, оформленный в самурайском стиле, планировался для чайных церемоний. Третий этаж – строгая молельня.
Два верхних этажа павильона покрыты листами чистого золота. Сейчас в павильоне – хранилище реликвий Будды. На крыше павильона сидит бронзовый китайский феникс.
Явление феникса людям – великое знамение, свидетельство о могуществе империи или предопределяет значительное событие. Ростом феникс до трех метров и объединяет части тела различных животных: клюв петуха, зоб ласточки, шею змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи.
Культура создания японских садов – особый вид искусства воссоздания природной среды. Декоративные пруды, камни, поднимающиеся из воды и несущие своей формой определенную философию, острова, сосны с причудливо сформированной кроной, кустарники, цветы – все это и составляет рукотворное садовое чудо.
В озере Кёкоти много островов с соснами, из воды поднимаются камни, есть острова черепахи и журавля, которые в восточной мифологии являются символами долголетия.
Каждый день в любую погоду плотная толпа туристов буквально осаждает озеро, окрестные дорожки и тропинки, идущие вдоль него.
За шестьсот лет существования монастыря его деревянные постройки несколько раз сгорали, но Золотой павильон удивительным образом уцелел: его пожары не тронули.
К сожалению, в 1950 году павильон был сожжен психически больным молодым монахом, не довольным своей карьерой и устроившим в храме самосожжение. Его спасли и судили, он получил 7 лет тюрьмы, но был освобожден досрочно и вскоре умер. Его мать, узнав о случившимся и не выдержав позора, покончила с собой самоубийством.
В 1955 году Золотой павильон был восстановлен полностью в первоначальном виде. Храм включен в список наследия Юнеско. Храм включен в список наследия Юнеско.