Меч – душа самурая
Японцы, как и большинство людей средневековья, были религиозны и суеверны. Вполне логично, что религиозными были не только крестьяне и рыбаки, которые молили богов и будд о хорошем урожае и улове, но и самураи, чьим местом жизни было поле боя. Битва и поединок — процессы непредсказуемые, потому божественное покровительство и удача для самурая значили очень много.
Самураи часто пользовались охранительными амулетами «омамори», которые получали в храмах, искали защиты у богов, принося в дар храмам и святилищам клинки. Перед боем многие самураи возносили молитвы буддийским и синтоистским божествам, прося их покровительства в бою, вкладывали в шлемы бумажные листки, на которых были написаны тексты молитв.
Особое место в мистическом мире самураев занимал главный инструмент войны — меч. К мечу всегда относились не просто бережно, к нему относились с великим почтением. Страшным оскорблением как самого меча, так и его владельца, считалось небрежное отношение к клинку — отбрасывание, пинание меча и тому подобные действия.
Согласно японским легендам, клинок защищал владельца, не только находясь в его руках, но и мог самостоятельно прийти ему на помощь, оказавшись под рукой в опасный момент. Японцы считали, что клинок имеет свою душу и является вместилищем сущности божества «синтай». Недаром, Токугава Иэясу в своем кодексе «Букэ сё хатто» написал: — «Меч — душа самурая».
Многие клинки создавались в строжайшей религиозной атмосфере – кузнец, еще до начала ковки такого клинка, начинал поститься, совершать ритуалы очищения и возносил молитвы синтоистским и/или буддийским божествам. Во время ковки клинка кузнец также выполнял сложные религиозные ритуалы.
Перед алтарём, который в каждой кузнице имел своё постоянное место, кузнец морально готовил себя к предстоящей работе, чтобы гарантировать успех предприятия. В моменты изготовления меча он облачался в парадную одежду — кугэ, а сама мастерская после тщательной уборки обвешивалась симэ — ритуальными украшениями, сплетёнными из рисовой соломы. Пучки симэ являлись атрибутом синтоистских храмов и символизировали собой чистоту и безопасность.
Подобные клинки могли коваться в определенных местах и в заранее рассчитанное благоприятное время. Считалось, что выкованный подобным образом клинок, является мистическим предметом и имеет своего духа покровителя/душу.
В то же время, японской истории известны и примеры несчастливых клинков. Так, многие клинки кузнеца Мурамаса из провинции Исэ, по поверьям, притягивали беды и несчастья к своим владельцам. По легенде, один из таких клинков, был роковым для рода сёгунов Токугава. Он был «изъят из мира» и в атмосфере строгой секретности хранился в одном из арсеналов сёгуната.
Был распространен обычай гадания по узору закалки металла на поверхности клинка. Так, в одном средневековом источнике «Хонтё Кайдан Кодзи» приводится такое описание: — «Если ниэ (граница линии закалки «хамон»), трещинки и закалочные пятна своей формой оказались вдруг похожи на зверей, луну, созвездия, всё это трактуется тем или иным образом. Например: измена повелителю, смерть, плохое здоровье, самоубийство или наоборот, успех, долгая жизнь, почет. Если синоби-ана (дополнительное скрытое отверстие для клинышка в хвостовике клинка) на самом конце хвостовика, это к проблеме в доме, если мидзукагэ (белесая полоска, напоминающая воду, в начале линии закалки хамон) расположена возле самого хвостовика — это смерть (хозяина клинка) в воде».
Также, пристальное внимание обращалось на соотношение длины самого клинка и его хвостовика. Если при при их сложении получалось несчастливое число, то кузнец укорачивал или сам клинок или хвостовик. Например, если окончательное число сложенных цифр было 1, то это соответствовало отчуждению, а число 2 было наиболее благоприятным для владельца.