Тайна тибури
Во многих школах иайдо, тибури является обязательной частью ката. Тибури (血振) дословно означает «стряхивание крови» и обычно описывается как особое движение, очищающее лезвие меча от крови поверженного противника, перед возвращением меча в ножны. Наверное, из-за широкого распространения школ Мусо Синдэн-рю и Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, некоторые занимающиеся считают тибури неотъемлемым элементом у всех школ Иай. Однако многие школы вовсе не используют тибури. Существует мнение — которое сейчас активно распространяется (во многом благодаря обмену информацией по сети) — что стряхивание крови с лезвия меча таким способом на практике невозможно. В таком случае, с какой же целью делают тибури? Может быть, оно бесмысленно? Почему некоторые школы его используют? И действительно ли необходимо очищать лезвие меча от крови?
Тибури — это современное чтение термина, пришедшего из техник школы Эйсин-рю, и записываемого как 血振 или 血震. Изначальное чтение этого слова, скорее всего, было «тибуруй» — именно такое его чтение можно найти в японских словарях. Ивата Норикадзу-сэнсэй, в своей книге «Koryu Iai no Hondo», цитирует Морита Тадахико-сэнсэя (оба представители школы Эйсин-рю), подтверждая свое заявление, что тибури — это реальное действие, однако неправильно читамое (в японских словарях слово «тибури» относится к способу разделки рыбы). Ивата-сэнсэй также отмечает, что и Оэ Масамити-сэнсэй, и Мори Сигэки-сэнсэй (его собственный учитель), произносили этот термин как «тибуруй». Как бы то ни было, в этой статье я буду придерживаться чтения «тибури», более знакомого большинству читателей. Хорошо это или плохо, но сейчас такое чтение стало общепринятой нормой у подавляющей части занимающихся Иай.
Изучающим иайдо обычно рассказывают, что движение тибури направлено на стряхивание крови с лезвия меча после реза. В большинстве книг по иайдо оно описывается также. В школах Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю в нескольких ката начального уровня (Омори-рю — ката, выполняемые из положения сэйдза) также присутствует тинугуи (очищение лезвия меча от крови с помощью ткани, бумаги или пальцев). В теории, ученики Мусо Дзикидэн Эйсин-рю используют для этого своюсобственную хакаму. На практике же, при выполнении ката делается только движение рук с мечом, а часть с протиранием лезвия хакамой опускается. По мнению Мори Сигэки-сэнсэя, это не делается потому, что масло, используемое для протирки мечей во времена Оэ-сэнсэя, пачкало одежду.
Несмотря на то, что мнение о невозможности стряхнуть кровь с меча начало распространяться только сейчас, появилось оно уже давно и высказывалось учителями в Японии на протяжении долгого времени. Коно Хякурэн-сэнсэй (20-й сокэ школы Мусо Дзикидэн Эйсин-рю), писал в своей книге «Iaido Shintei»:
Тибури — это движение, в котором вы стряхиваете кровь с меча на землю. Однако, по моему опыту, после реза на лезвии меча почти не остается крови. Как бы то ни было, исполнение тибури — это хороший способ развить свои дзансин [прим.пер.: боевой настрой] и дух.
Коно-сэнсэй был не единственным, кто считал тибури необходимым преимущественно для отработки дзансина. Накаяма Хакудо-сэнсэй писал:
В батто тибури исполняется в каждой ката перед возвращением меча в ножны. Это движение не может полностью очистить лезвие меча от крови, но о нем следует думать как о действии очищения меча. Момент между тибури и ното очень важен в баттодзюцу, так как в нем демонстрируется дзансин. У каждой школы иайдо есть свой способ показать это действие. Вот некоторые из них.В Кинсин-рю для очистки лезвия меча используется листок бумаги («кайси», 懐紙), который хранится внутри кимоно.
В [Синдо] Мунэн-рю меч наклоняют вниз, чтобы кровь могла стечь с его кончика. Затем меч переносят по дуге налево от своего тела, этим стряхивая кровь с меча.
В Хадзама-рю меч кладется на плечо и протирается от крови о него.
В Футисин-рю лезвие меча у рукояти зажимают между большим и указательным пальцами и, сдвигая их до кончика, стирают кровь с меча.
В Хаясидзаки Хон-рю меч держат в правой руке и перед возвращением в ножны сначала немного сдвигают налево, а затем сильно направо.
Омори-рю, Кикусуй-рю, Кайси-рю, Тамия-рю, Синган-рю, Теттю-рю, Хасэгава-рю и другие школы также делают тибури по-своему. Кроме того, существуют школы, которые вовсе не делают тибури. Некоторые школы, после извлечения меча отбрасывают саю назад, показывая решимость и полное единение с мечом. Это действие выражает готовность исполняющего расстаться с жизнью в битве («сутэми», 捨身) — если меч был обнажен, его уже не получится вернуть назад. В Киото я видел человека, исполняющего такой вид тибури от лица школы Такаяма-рю, однако, я думаю, это было, скорее, исключением.
Накаяма-сэнсэй рассказывает, что хоть и не все школы исполняют то, что мы называем сегодня тибури, все они делают большой упор на демонстрацию дзансина перед возвращением меча в ножны, который во многих из них показывается через образное или реальное очищение лезвия. Школы Иай, которые исполняют тибури, по большей части относятся к школам, произошедшим от Хаясидзаки-рю. А в школах, ведущих начало не из Хаясидзаки-рю, зачастую тоже встречается какой-то другой вид очищения лезвия меча. Например, кайтэн тибури, в котором меч вращают вокруг своей оси в руке и бьют по рукояти. Такой вид тибури можно встретить в старых школах, напримр Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, Касима Синто-рю и некоторых ветках Такэноути-рю. Также, Сэйго-рю/Синкагэ-рю, Хоки-рю, Сосуйси-рю, Тацуми-рю и другие школы совсем не выполняют тибури, делая выбор в пользу тинугуи, что для стороннего наблюдателя (например, такого как я) выглядит также, как отсутствие тибури. Правда, наблюдая за тинугуи со стороны, вряд ли получится что-то понять — например, в обсуждении с опытным представителем Хоки-рю выяснилось, что хоть в их школе, как кажется, нет части ката с очищением лезвия, на самом деле тинугуи скрыто в возвращении меча в ножны. Несмотря на множество различий между школами, я до сих пор не встречал школы, которая бы не показывала очищающий дзансин перед ното — был ли он выражен через очищение лезвия меча, или как-то иначе.
Стоит заметить, что в цитате выше Накаяма Хакудо-сэнсэй использует слово «тибури» как описание движения очищения (которые технически описывает слово «тинугуи») и даже называет отбрасывание саи в Такаяма-рю видом тибури (хоть и редким и необычным). Можно предположить, что в прошлом слово «тибури» использовалось как общий термин для всех видов очищения меча или других выражений дзансина перед возвращением меча в ножны. Если это действительно так, то именно оно послужило такому широкому распространению мифа о тибури.
Возвращаясь к школам, с которыми я более знаком, предлагаю рассмотреть тибури в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю. В этих двух очень близких школах тибури представлено в двух основных видах (с некоторыми вариациями). Первый вид, с которым сталкиваются занимающиеся — это тибури из Омори-рю. Его обычно называют «окитибури» (大血振), что означает «большое тибури». Рукоять меча подводится к правому виску и кончик меча сбрасывается вниз по диагонали, по линии миги-кэса [прим.пер.: линии запаха одежды]. Точная траектория движения меча и точка, в который он заканчивает движение, зависит от учителя, но в общем целом это одно и то же движение. Другой вид тибури обычно называют «ёкотибури» (横血振) или же «котибури» (小血振), что означает «короткое тибури». Меч с лезвием, развернутым наружу, перемещают вправо параллельно полу и останавливают недалеко от своего тела. Обычно, это движение делают резким, но, опять же, это зависит от конкретного учителя. Несмотря на резкость движения, можно догадаться, что ёкотибури недостаточно для очищения меча от крови. Окитибури, как следует из цитаты выше, также не самый практичный способ, но в его работоспособность поверить легче. А ёкотибури вряд ли способно удалить даже часть крови с меча.
Так почему же это движение называется «тибури»? По правде говоря, большое движение, используемое в Омори-рю, называется тибури уже довольно долгое время. Изучение техник разделов Омори-рю Симомура-ха и Танимура-ха Эйсин-рю периода Эдо доказывает это. Однако, если перейти к рассмотрению самой школы Хасэгава Эйсин-рю (тюдэн и окудэн), это слово вдруг исчезает из описания техник. В описании техник Омори-рю (где такое движение встречается дважды) и Хасэгава Эйсин-рю (где оно встречается в каждой ката), современное ёкотибури называется «раскрытие» (開き) или «раскрытие вправо» (右に開き). Оно ни разу не упоминается как «тибури». Мнение, что это движение призвано стряхнуть кровь с меча, могло появиться позднее, скорее всего как объединение этих двух понятий. Масаока Кацутанэ-сэнсэй (Конгэн-но Маки Мусо Дзикидэн Эйсин-рю из 18-го поколения [прим.пер.: человек, которому разрешено передавать знания школы своим ученикам]) писал в своей книге «Muso Jikiden Eishin ryu Iaiheiho Chi no Maki»:
В Омори-рю перед ното исполняется тибури — большое движение меча из-за головы. Но в Эйсин-рю перед ното нужно «раскрыться вправо», также как в ката Яэгаки из Омори-рю.Это «раскрытие вправо» сегодня называется «коротким тибури». Однажды, уже после войны я обучал Иай детей в Коти, и один из них с детской прямотой спросил: «Сэнсэй, а разве это движение может стряхнуть кровь с меча?». Я серьезно задумался над этим и перечитал все материалы, что у меня тогда были, и обнаружил, что нигде в них это движение не называется «тибури». Вместо этого используется термин «раскрытие вправо». Из этого, я пришел к выводу, что в Омори-рю тибури — это комбинация стряхивания крови, выражения дзансин и подготовки к ното, а в Эйсин-рю — это движение только выражения дзансина и подготовки к ното.
Дальнейшее изучение дошедших до наших дней материалов по Тоса Эйсин-рю показывает, что хотя термин «тибури» в них отсутствует, в некоторых текстах старшего уровня есть описание специальных способов для быстрой очистки меча, когда его нужно немедля вернуть в ножны. Эти способы большей частью представляют собой разновидности тинугуи. Но это не согласуется с тем, что почти во всех ката меч сразу же возвращается в ножны после тибури или же «раскрытия вправо». Тинугуи же, как указывалось выше, воспринимается многими как настоящий способ очистить свой меч, и у занимающихся Эйсин-рю в период Эдо вряд ли было другое мнение на этот счет. Вполне возможно, что тинугуи в Эйсин-рю рекомендовалось делать в реальной ситуации, а во время отработки большинства ката попросту опускалось. Сильные культурные изменения, которые привели к избавлению от мечей в повседневной жизни, и последовавшие за ними изменения в структуре и подходе к обучению в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю вполне могли привести к потере этого знания большинством занимающихся иайдо.
Обощая написанное выше, можно сказать, что то движение, которое мы сегодня называем «тибури», не было изначально предназначено для очищения меча. Принимая во внимание мнения учителей, приведенные ранее, вероятнее всего, что тибури появилось в большинстве техник Иай для отработки дзансина. Это также подтверждается имеющимися историческими материалами. В некоторых случаях, пожалуй, тибури также служило церемониальному очищению или заменой настоящего тинугуи при исполнении ката. Конечно же, это не является неожиданным заключением — думаю, большинство занимающихся и так понимали это. Однако, я надеюсь, что взглянув на это движение в историческом контексте, мы сможем приблизиться к пониманию истинной цели, стоящей за действиями, которые мы изучаем.