Аси Сабаки |
Ashi Sabaki |
Общий термин для описания работы или движения ног |
|
Аю |
Ayu |
Термин, означающий обоюдное действие (например, одинаковый удар противников в поединке) |
|
Аюми-аси |
Ayumi-ashi |
Один из основных видов движения ногами, при котором спереди попеременно оказываются правая и левая нога (как при обычной ходьбе) |
|
Богу |
Bogu |
Набор доспехов, используемый в кендо |
|
Бокуто (Боккен) |
Bokuto (Bokken) |
Деревянный изогнутый меч, обычно изготавливаемый из японского дуба |
|
Будо |
Budo |
Термин используемый для обозначения всех видов японских боевых искусств |
|
Вадза |
Waza |
Прием или техника |
|
Вакарэ |
Wakare |
Команда разойтись соревнующимся во время матча |
|
Ваки-гамаэ |
Waki-gamae |
Одна из 5 основных стоек, когда меч находится за телом, частично спрятанный от взгляда противника |
|
Ги |
Gi |
Куртка, используемая в боевых искусствах |
|
Гоги |
Gogi |
Команда приостановка матча для совещания судей |
|
Гэдан-но Камаэ |
Gedan-no Kamae |
Одна из 5 основных стоек, когда конец меч опущен до уровня колена |
|
Датоцу-бу |
Datotsu-bu |
Правильная часть меча для удара по противнику в кендо (первая треть лезвия) |
|
Датоцу-буй |
Datotsu-bui |
Правильное и разрешенное место для удара по противнику в кендо |
|
Дзансин |
Zanshin |
Сохранение силы духа после атаки, показывающее что Вы готовы немедленно реагировать на контратаки противника |
|
Дзарэй |
Zarei |
Поклон из положения сидя |
|
Дзё-ха-кю |
Jo-ha-kyu |
Принцип реза мечом, означающий медленное начало, ускоряющее движение и быстрый рез |
|
Дзёдан-но Камаэ |
Jodan-no Kamae |
Одна из 5 основных стоек, когда меч держится над головой |
|
Дзэккен (Нафуда) |
Zekken (Nafuda) |
Табличка с именем занимающегося, которая крепится на форму или доспех |
|
До |
Do |
Часть доспеха в кендо, защищающая верхнюю половину тела |
|
Додзё |
Dojo |
Зал или место для практики боевых искусств |
|
Ёко-гири |
Yoko-giri |
Горизонтальный рез мечом |
|
Иайдо |
Iaido |
Японская боевое искусство с использованием меча, ключевой особенностью которой является извлечение меча из ножен и поражение противника одним движением |
|
Иайто (Могито) |
Iaito (Mogito) |
Японский незаточенный меч для занятий Иайдо, обычно изготавливаемый из алюминиевого сплава |
|
Иппон Ари |
Ippon Ari |
Объявление о засчитанном ударе или присуждении очка соревнующемуся |
|
Камаэ |
Kamae |
Стойка, в которой тело готово к немедленному действию |
|
Ката |
Kata |
Форма или последовательность движений и техник в заданной ситуации |
|
Кацудзин-кэн |
Katsujin-ken |
Термин, обозначающий «положительный путь» использования меча (досл. "меч, спасающий человека") |
|
Кендо |
Kendo |
Японская боевое искусство, фехтование в доспехе (богу) на бамбуковых мечах (синай) |
|
Ки-гамаэ |
Ki-gamae |
Состояние духа, в котором тело готово к немедленному действию |
|
Ки-кэн-тай-но Ити |
Ki-ken-tai-no Ichi |
Единство духа, меча и тела |
|
Киай |
Kiai |
Демонстрация силы духа через голос |
|
Кигурай |
Kigurai |
Состояние доминирования над окружающей обстановкой, происходящее из уверенности и контроля над ситуацией |
|
Кириороси (Кирицукэ) |
Kirioroshi (Kiritsuke) |
Вертикальный рез мечом |
|
Коигути |
Koiguchi |
Устье ножен меча |
|
Котэ |
Kote |
Часть доспеха в кендо, защищающая кисти рук и предплечья (наручи) |
|
Кэйто Сисэй |
Keito Shisei |
Положения тела в прямой стойке, когда меч в ножнах держится на уровне левого бедра |
|
Ма |
Ma |
Тайминг или время на совершение действия |
|
Маай |
Maai |
Расстояние до противника |
|
Моротэ |
Morote |
Действие, предполагающее хват меча двумя руками |
|
Моротэ-дзуки |
Morote-zuki |
Укол мечом двумя руками |
|
Мунэ |
Mune |
Обух или обратная сторона меча |
|
Мэн |
Men |
Часть доспеха в кендо, защищающая голову (шлем) |
|
Мэцукэ |
Metsuke |
Взгляд |
|
Накаюи |
Nakayui |
Полоска кожи, стягивающая бамбуковые пластины синая и разделяющая его на ударную и защитную части |
|
Ното |
Noto |
Возвращение меча в ножны |
|
Оби |
Obi |
Длинный и широкий пояс, одеваемый на талию, чтобы поддерживать ножны с мечом |
|
Окури-аси |
Okuri-ashi |
Один из основных видов движения ногами, при котором правая нога всегда остается спереди |
|
Омотэ |
Omote |
Видимая сторона лезвия меча (левая сторона, если смотреть на меч после извлечения) |
|
Рэй |
Rei |
Поклон или демонстрация уважения |
|
Рэйхо |
Reiho |
Общий термин для описания этикета |
|
Рю |
Ryu |
Школа или направление боевого искусства |
|
Сагео |
Sageo |
Плетеная веревка, которой ножны меча крепятся к хакама (штанам) |
|
Сёбу Ари |
Shobu Ari |
Объявление о завершении поединка |
|
Сёмэн |
Shomen |
Слово обозначающее лицевую сторону (сторону перед собой) |
|
Сиай |
Shiai |
Индивидуальный или командный поединок |
|
Сиай-дзё |
Shiai-jo |
Площадка, на которой проводятся поединки |
|
Симпан-ин |
Shinpan-in |
Судья площадки для поединков |
|
Симпан-тё |
Shinpan-cho |
Главный судья площадки для поединков |
|
Синай |
Shinai |
Прямой меч, изготавливаемый из бамбука и используемый в кендо |
|
Синдза |
Shinza |
Алтарь или священное место в додзё (тренировочном зале) |
|
Синкэн (Катана) |
Shinken (Katana) |
Японский заточенный меч, обычно изготавливаемый из стали |
|
Синоги |
Shinogi |
Линия на лезвии меча, разделяющая его заостренную и ровную части |
|
Суйгэцу (Мидзоути) |
Suigetsu (Mizouchi) |
Солнечное сплетение |
|
Сури-аси |
Suri-ashi |
Скользящий шаг или правильное движение ногами в кендо и иайдо, при котором ступни лишь немного отрываются от пола (почти скользя по нему) |
|
Сэйдза |
Seiza |
Традиционное положение сидя, когда Вы сидите на голени ног |
|
Сэмэ |
Seme |
Давление на противника (взглядом, движением, духом) |
|
Сэнсю |
Senshu |
Термин, обозначающий соревнующегося или выходящего на поединок |
|
Сэцунин-то |
Setsunin-to |
Термин, обозначающий «отрицательный путь» использования меча (досл. "меч, убивающий человека") |
|
Тайкай |
Taikai |
Турнир или соревнования |
|
Тайто |
Taito |
Термин, обозначающий действие убирания меча за пояс |
|
Тарэ |
Tare |
Часть доспеха в кендо, защищающая ноги |
|
Тати |
Tachi |
Длинный изогнутый меч (как правило, более 60 см) |
|
Тибури |
Chiburi |
Движение стряхивания крови с меча |
|
Тобикоми-аси |
Tobikomi-ashi |
Движение прыжком вперед (часто вместе со звонким ударом передней ступней по полу) |
|
Торикэси |
Torikeshi |
Объявление об отмене засчитанного удара или вынесенного решения |
|
Тэноути |
Tenouchi |
Использование кистей рук во время реза, когда они немного скручиваются внутрь для контроля меча |
|
Тэнугуи |
Tenugui |
Тонкое полотенце, которое надевается под шлем в кендо (обычно изготавливается из хлопка) |
|
Тюдан-но Камаэ |
Chudan-no Kamae |
Одна из 5 основных стоек, когда острие меча смотрит в горло противника |
|
Тякудза |
Chakuza |
Команда перехода из положения стоя в положение сидя |
|
Укэнагаси |
Ukenagashi |
Парирование удара меча |
|
Ура |
Ura |
Скрытая сторона лезвия меча (правая сторона, если смотреть на меч после извлечения) |
|
Фумикаэ |
Fumikae |
Движение передней ноги вбок (без смещения вперед) |
|
Фумикоми |
Fumikomi |
Движение передней ноги вперед (иногда вместе со звонким ударом ступней по полу) |
|
Фурикабури |
Furikaburi |
Замах меча над головой |
|
Ха |
Ha |
Режущая кромка меча |
|
Хадзимэ |
Hajime |
Команда начала (поединка, упражнения, действия) |
|
Хакама |
Hakama |
Широкие штаны в складку, используемые в боевых искусствах |
|
Хакама Сабаки |
Hakama Sabaki |
Движение, расправляющее хакама (штаны) при посадке |
|
Ханми |
Hanmi |
Стойка, в которой тело развернуто под небольшим углом к противнику |
|
Хансоку |
Hansoku |
Нарушение во время матча |
|
Хантэй |
Hantei |
Команда для судей, означающая необходимость вынесения решения |
|
Хассо-но Камаэ |
Hasso-no Kamae |
Одна из 5 основных стоек, когда рукоять меча поднята на уровень плеч |
|
Хасудзи |
Hasuji |
Линия, по которой движется меч во время реза |
|
Хикивакэ |
Hikiwake |
Объявление об окончании поединка с результатом "ничья" |
|
Химо |
Himo |
Веревки, которыми экипировка (шлем, ги или хакама) фиксируется на теле |
|
Цуба |
Tsuba |
Гарда или часть меча, защищающая руки, расположенная между лезвием и рукоятью |
|
Цуба-домэ |
Tsuba-dome |
Кольцо, обычно изготавливаемое из резины, фиксирующее цубу (гарду) на мече |
|
Цуги-аси |
Tsugi-ashi |
Один из основных видов движения ногами, при котором перед шагом вперед правой ногой делается подшаг левой ногой |
|
Цука |
Tsuka |
Рукоять меча |
|
Цука-гасира |
Tsuka-gashira |
Навершие рукояти меча |
|
Цуки (Цки) |
Tsuki (Tski) |
Укол мечом |
|
Цуру |
Tsuru |
Нить, стягивающая рукоять и кончик синая |
|
Эмбу |
Enbu |
Выступление или демонстрация техники |
|
Эндзан-но Мэцукэ |
Enzan-no Metsuke |
Термин, обозначающий взгляд, видящий все вокруг (без концентрации на чем-то одном) |
|
Юко-датоцу |
Yuko-datotsu |
Правильный удар в кендо |
|
Ямэ |
Yame |
Команда остановки (поединка, упражнения, действия) |
|
Ясумэ |
Yasume |
Команда продолжения (поединка, упражнения, действия) |
|