Реформа кожи

В начале периода Мэйдзи кожа служила еще одним параметром, по которому следовало сравняться с европейцами. К коже предъявлялись два основных требования: чистота и белый цвет. Оба этих требования были вполне привычными. Японцы издавна отличались чистоплотностью, они принимали баню достаточно часто (безусловно, чаще, чем европейцы того времени). Это было связано с убеждением, что частое мытье способствует циркуляции энергии-ки (кит. ци) в организме и тем самым укрепляет здоровье и продляет жизнь. С распространением европейской гигиены упор стал делаться на то, что мытье с применением мыла уничтожает микробов.
Белизна кожи традиционно служила в Японии признаком «красоты». Это было связано с сословными представлениями: крестьяне находились на воздухе круглый год, аристократы же вели по преимуществу «интерьерный» образ жизни, и потому их кожа могла быть только «белой». Во время выходов «на улицу» над головами аристократов несли зонт. Он был призван не только предохранять от загара, но и защищать от «вредных» флюидов. Люди высокого положения и изысканного вкуса избегали солнечного света и предпочитали лунные ночи. Японская традиционная поэзия не уделяет солнцу никакого внимания, однако воспевание луны является ее важнейшим компонентом. В описаниях и изображениях японских красавиц и красавцев белокожесть выступает как абсолютно необходимый элемент.
В эпоху Мэйдзи, однако, белокожесть стала восприниматься, прежде всего, как показатель приближенности японского тела к европейскому. Реклама косметических средств всячески подчеркивала, что мыло и кремы способствуют белокожести и, таким образом, как бы «отмывают» и «отстирывают» темную японскую кожу до состояния европейской. В рекламе и рассуждениях тогдашних гигиенистов часто утверждалось, что белокожесть европейцев объясняется не столько их расовыми особенностями, сколько применением «современных» гигиенических средств. Таким образом, постулировалось, что в части белокожести японцы могут сравняться с европейцами, что разница в цвете кожи имеет не столько расовый, сколько культурный характер. Стоит только внести изменения в стиль жизни японцев, и тогда желанная цель – стать похожими на европейцев – будет достигнута. Этот рекламно-гигиенический стереотип проводился с завидной настойчивостью, утверждалось даже, что если отбелить японскую кожу до состояния европейской, то это будет закреплено на генетическом уровне, и белокожесть передастся детям[26]. Однако, разумеется, любой непосредственный контакт с европейцами не мог не убедить в том, что задача по «отбеливанию» кожи невыполнима. Пудра, которая традиционно имела среди японских женщин весьма широкое распространение, также не могла закамуфлировать этот факт.
Конец XIX века принес резкое обострение «кожной» тематики. Победа Японии в войне с Китаем (1894 — 1895) спровоцировала разговоры о «желтой опасности». По отношению к японцам этот термин был впервые употреблен Вильгельмом II в 1895 году. Раньше в общественном сознании японцы не воспринимались как люди с однозначно желтым цветом кожи. Хотя французский естествоиспытатель Ж. Кювье и выделял «белую», «желтую» и «черную» расы, европейцы обычно находили цвет кожи японцев «темным», «смуглым», «оливковым», «темно-бронзовым» и т.п. Такие определения, как «смугло-желтый» и «желтолицый» встречались, но до определенного времени не носили оскорбительного оттенка.
Термин «желтая опасность» (yellow peril) во второй половине XIX века употреблялся (преимущественно в США) по отношению к китайским рабочим-кули, которые были трудолюбивы, невзыскательны и составляли известную конкуренцию местному населению. Однако после японо-китайской войны под этим термином стала по преимуществу пониматься военная угроза, которую представляет Япония мировой гегемонии западных держав.
Презрительный и одновременно пугающий эпитет «желтый», употребляемый по отношению к японцам, с легкостью укоренился и в России, чему, безусловно, сильно способствовал исторический опыт нашей страны. Современные японские геополитические амбиции воспринимались в контексте татаро-монгольского ига. Владимир Соловьев видел в японском воинстве Антихриста. За победами японцев в войне с Китаем он предвидел угрозу будущему России. В 1894 году он с нескрываемым ужасом писал:
О Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен...
Во время японо-русской войны широкую известность получила песня «Варяг», в которой, в частности, пелось:
Из пристани верной мы в битву идем
Навстречу грозящей нам смерти,
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!
Японское правительство настойчиво заявляло, что война не имеет ничего общего со столкновением рас или же религий – она направлена «всего лишь» на обеспечение «справедливых интересов» страны. Тем не менее, японским общественным мнением она в значительной степени воспринималась как расовая, имела «цветовую» окрашенность. Желание воевать с Россией объяснялось в Японии не только экономическими и геополитическими соображениями. Ввязавшись в победоносную войну, японцы выживали из себя комплекс телесной неполноценности. Они прилагали титанические усилия, чтобы вообразить себя «настоящими» европейцами. Теперь, с введением в обиход «цветового» кода, зазвучали заявления, что у японцев белое сердце под желтой кожей, а вот у русских – желтое сердце под белой кожей[27].
ПРИМЕЧАНИЯ:
26. Судзуки Норико. Цит. соч. С. 154.
27. Дневники святого Николая Японского. СПб.: Гиперион, 2004. Т. 5. C. 80.
-
23 марта — 115 лет со дня рождения Акиры Куросавы Режиссер, который в 1951 году открыл японское кино миру своим «Расёмоном» («Киноартель 1895» / Киноведческая артель 1895. io) 23.03.2025 БудоСамураиЯпония
-
«Гостиница в Токио» Одзу Ясудзиро (1935) Фильм, который предвосхитил итальянский неореализм. 02.01.2025 Япония
-
Сериал «Сёгун» удостоен премии «Эмми» в категории «Выдающаяся драма» 15 сентября 2024 года в театре Peacock в Лос-Анджелесе прошла 76-я церемонии вручения премии «Эмми». 17.09.2024 НовостиСамураиЯпония
-
Праздник «Ханами» Ханами (花見) — японская традиция любования цветами сакуры. 24.04.2024 МероприятияЯпония
-
"СПРАВА НАЛЕВО" / Видео Работа по режиссуре научно-популярного кино студентки ВГИК Маши Минькиной. 13.11.2023 катанаЯпония
-
Посол Японии в России г-н Тоёхиса Кодзуки с супругой Хироко Кодзуки посетили турнир по кендо в Казани Дружеский командный турнир по кендо Регион + прошел 7 ноября в Казани. 12.11.2023 КендоМероприятияЯпония
-
Покупка экипировки для кендо и иайдо в Токио 2024 Если Вы планируете поездку в Японию или уже оказались там, то вероятнее всего Вы захотите заглянуть в местные будо-магазины 25.09.2023 ИайдоКендоЯпония
-
Ушла из жизни Ямада Мидори — посол доброй воли японской культуры в России Ямада-сэнсэй — основатель филиала института Икэнобо в России и странах СНГ, сообщества по изучению искусства чайной церемонии "Касуми-кай" (филиал школы Омотэ Сэнкэ), сообщества "Сакура-кай" по изучению японской живописи суми-э и сообщества "Нихон-но-би" (Красота Японии), объединяющее различные виды японского искусства. 26.04.2023 ОмотэсэнкэЯмадасэнсэйЯпония
-
ТАКЭ НО КАДЗЭ. Шелест ветра в бамбуковой роще, цвет чая, вкус бамбука Выставка японских искусств в рамках проекта «НИХОН НО БИ - ЯПОНСКАЯ КРАСОТА» в Москве с 02 по 06 ноября 2022 года в залах Всероссийского музея декоративного искусства. Представлены композиции икэбана школ Икэнобо и Согэцу, живопись тушью, каллиграфия, демонстрация чайного действа школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ и другие виды традиционных искусств Японии. 02.11.2022 ВыставкиОмотэсэнкэЧайная церемонияЯмадасэнсэйЯпония
-
«Хацугама» или «праздник первой чаши» Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России г-н Тоёхиса Кодзуки и его супруга Хироко Кодзуки приняли участие в церемонии «Хацугама», которая проходила 15 февраля в чайной комнате в "Додзё-Арбат" (г. Москва). 15.02.2020 ОмотэсэнкэЯмадасэнсэйЯпония
-
В Москве на Арбате прошёл японский праздник Дзидай Мацури (фестиваль эпох) В воскресенье 15 сентября на Арбате прошёл японский праздник Дзидай Мацури (фестиваль эпох). Присутствовали почётные - Симадзу Кендзи (патриарх школы боевых искусств Ягю Синган Рю), Стивен Сигал, посол Японии и другие. 15.09.2019 БудоДзидай МацуриМероприятияЯпония